«Дубравушка» — первая частная
школа-пансион в России.
+7 (495) 320-06-40

Как помочь ребенку адаптироваться в цифровом мире?

Мы живем в цифровую эпоху и уже не получится забрать у ребенка смартфон и запретить выход в интернет. Давайте поговорим о правилах поведения в сети и культуре использования гаджетов.

1. Установите правила использования гаджетов

Первое, с чем стоит определиться — возраст, в котором ребенок начнет ими пользоваться. Здесь все индивидуально и зависит от взглядов семьи. В одной семье уже в 8 месяцев невозможно накормить и увлечь ребенка без планшета, в другой — по идейным соображениям нет телевизора, и ребенок прекрасно себя занимает.

К гаджетам быстро возникает привыкание, поэтому на старте проговорите с ребенком правила их использования. Здорово, если получится донести мысль, что ограничения помогут сохранить здоровье, душевное равновесие, порядочность.

Четко обозначьте несколько правил: когда можно и нельзя использовать гаджеты, сколько времени в день проводить у экрана, включая домашнее задание, какие сайты, игры, приложения можно и нельзя посещать, что можно делать в интернете, а чего делать не стоит.

2. Расскажите о конфиденциальности личных данных

Цифровой след остается надолго и может проявиться в будущем. Ошибки бывают разными: от передачи данных мошенникам до публикации компрометирующих фото и видео. Подростку сложно заранее предвидеть последствия своих действий.

Добавляйтесь к ребенку в друзья в соцсетях, чтобы наблюдать и контролировать его действия, давайте инструкции, например, как по странице и стилю общения распознать мошенника, учите определять признаки травли и правильно на нее реагировать, беседуйте о разных ситуациях в интернете, поощряйте делиться с вами тем, с чем он сталкивается в интернете. Важно, чтобы он знал, что всегда может проконсультироваться с близким взрослым, получить поддержку, а не осуждение.

3. Используйте родительский контроль

Программы родительского контроля сейчас предлагают и операторы связи, и производители контента. Они помогают установить границы:

  • время, которое можно проводить в телефоне,
  • блокировку номеров,
  • максимальный объем трафика, ограничения на использование сайтов, игр, приложений, переписки.

Программа помогает увидеть, что ребенок в относительной безопасности и соблюдает границы, но отчасти теряем его доверие. Ребенок может быть уже не так открыт в общении с нами, особенно подросток.

4. Формируйте культуру использования гаджетов

Выполняя уроки, ребенок должен быть сосредоточен. Приучайте его не отвлекаться на мессенджеры, ютуб, игры, закрывать лишние вкладки, отключать оповещения.

Ребенок не может работать в режиме многозадачности. Переключаясь с одного дела на другое, он становится раздражительным, плохо концентрируется, снижается продуктивность.

Приучайте ребенка делать паузы и чередовать виды деятельности: гулять, делать физические упражнения, читать.

Приучайте ребенка выключать телефон перед сном. Здорово, если за час, а лучше раньше он закончил играть, переписываться, читать новости. Это помогает успокоить психику и подготовиться ко сну. На ночь ставьте телефон на беззвучный режим, убирайте его от кровати, чтобы оповещения и мерцание экрана не мешали спать.

5. Следите за качеством контента, который потребляет ребенок

Разберем на примере компьютерных игр. Безусловно, они влияют на детскую психику, но злым и агрессивным он может стать и без них. Все индивидуально. К сожалению, родителям проще переложить ответственность на игру.

Жестокие и сексуализированные игры отрицательно влияют на детский мозг, но здесь вопрос ко взрослым. Непосредственная обязанность родителей – следить за тем, в какие игры играют дети. У большинства из них есть возрастной ценз и они отнюдь не детские.

При этом есть игры для каждого возраста, которые имеют образовательную направленность, развивают когнитивные навыки, эмоциональную сферу.

Но не забываем о времени использования гаджета и о том, что любую онлайн активность можно заменить на живую и это будет в разы полезнее, особенно для маленьких детей.

6. Моделируйте нужное поведение ребенка собственным примером

Согласитесь, сложно требовать от ребенка то, что вы сами не выполняете. Важно отслеживать и свои отношения с гаджетами. Одно дело, когда мама или папа работают за компьютером и совсем другое – когда постоянно скролят ленты в соцсетях, отвлекаются на оповещения в мессенджерах.

Несмотря на цифровизацию, в детско-родительских отношениях мало что изменилось. Живое общение, тепло, заботу ничто не заменит. Как бы банально это не звучало.

Дети очень чувствительны к фальши. Если мы делаем то, что запрещаем им, исчезают доверие и уважение, стираются границы, ребенок видит, что правила соблюдать не обязательно. Можно много раз объяснять, но лучше один раз показать пример поведения. Не берите телефон за стол, отложите его, когда общаетесь с ребенком, отключите перед сном. Наверняка большинство сообщений, звонков, писем могут подождать.

7. Проводите время с ребенком, уделяйте внимание качеству общения

Последний по счету, но не последний по значимости пункт. Ведь если бы взрослые следовали ему чаще, то гаджеты требовались бы детям гораздо реже.

Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, доктор биологических наук:

«Развивайте белое вещество мозга. С помощью качественного общения родителя и ребенка, фольклора и классики, прослушивания музыки. Читайте хорошую литературу, развивая не только грамотность, но и эмоциональный интеллект.»

Гордон Ньюфелд, профессор, автор популярной теории привязанности и бестселлера «Не упускайте своих детей»:

«Обращайтесь к детям, глядя им прямо в глаза. Пусть в вашем взгляде они увидят теплоту, радость от взаимодействия и ваше желание общаться.

Нам необходимо научиться создавать свои ритуалы «В нашей семье, когда все собираются за столом, цифровые приборы не участвуют в ужине. Мы разговариваем. Это время, когда мы приглашаем друг друга существовать в настоящем моменте. Мы рассказываем истории». Мы должны создавать определенные места, в которых могло бы происходить единение. Мы должны давать им «настоящую еду». Что-то реальное, что питает их. И тогда они будут в состоянии «переварить» цифровое. Изначально им не нужно это все. Им нужны мы.»

Мы перечислили базовые правила, которые помогут организовать общение ребенка с гаджетами. Главное, чтобы не мы шли за ребенком, а он за нами: пусть чувствует защиту и понимает, что гаджеты — хорошо, но они дают часть возможностей, всегда можно найти интересную альтернативу в реальной жизни.


    Остались вопросы? Звоните +7 (495) 320-06-40 или оставьте свой номер и мы Вам перезвоним.

     

    "В какой класс идет Ваш ребенок?"