Мама, я боюсь! Детские страхи: почему появляются и как помочь ребенку их преодолеть?
Страх испытывают все люди. Это нормально, это базовая эмоция, которая заложена инстинктом самосохранения. Однако дети подвержены страхам в большей степени. Разберемся, чего и почему боится ребенок и как помочь ему справиться.
Что такое страх?
Страх — это чувство тревоги, беспокойства, смятения, вызванное реальной или выдуманной опасностью. Если ребенок боится чего-то, то реагирует на это очень эмоционально, ускоряется сердечный ритм, учащаются дыхание, пульс, повышается потоотделение. Он пытается избегать ситуаций, которые несут потенциальную опасность, больше привязывается к родителям.
У ребенка еще нет достаточного жизненного опыта, умений, например рассуждать логически, которые помогли бы ему понять отрицательную эмоцию, найти объяснение страху, уменьшить напряжение. Зато у детей хорошо развиты фантазия и воображение, которые могут его усилить.
Почему дети испытывают страх?
Выделим несколько основных причин.
● Отрицательный опыт у ребёнка.
Ситуация, в которой ребенок сильно испугался, например, громкого звука: лая собаки, крика, гудка поезда, болезненного укуса насекомого или травмы, резкого высказывания кого-то из близких.
● Возможно, ошибки воспитания.
Нарушена привязанность, не сложились теплые, доверительные отношения с родителями, особенно с мамой.
● Избыточная опека взрослых.
Родители пытаются оградить ребенка от всех возможных угроз, все делают за него, контролируют каждый шаг, постоянно говорят об опасностях. Это делает ребенка нерешительным, пугливым, замкнутым.
● Встревоженность родителей.
Они часто напряжены эмоционально, беспокойны, боятся неудач. Эти состояния и установки постепенно передаются ребенку, сначала он тревожится, а потом боится. «Ходи спокойно, а то упадешь и сломаешь руку», «Не болтай за обедом, а то кусок попадет не в то горло, задохнешься». Дети запоминают только окончание фразы, не до конца понимают, что им грозит, но начинают беспокоиться.
● Разногласия, ссоры, непонимание в семье.
Особенно между родителями. Когда они ссорятся, ребенок чувствует вину, боится стать причиной разлада.
Если родители кричат, наказывают, демонстрируют власть, ребенок не чувствует себя в безопасности, утрачивает базовое доверие к миру, его не покидает ощущение опасности.
● Страшные, жестокие ролики, фильмы, компьютерные игры.
Неслучайно все они имеют возрастные ограничения. Дети боятся переноса сюжета в реальную жизнь.
Сюда можно отнести и разговоры взрослых о войнах, преступлениях, катастрофах. Несмотря на то, что ребенок занят чем-то своим, он многое слышит и воспринимает по-своему.
● Развитая фантазия, чувствительность.
Тени кажутся ребенком чудовищами, он слишком верит в отрицательных героев из мультфильмов и сказок, поэтому нужно быть аккуратными в запугивании ими, даже если вам это кажется безобидным.
● Противоречия и конфликты со сверстниками.
Ребенок испытывает трудности в отношениях с одноклассниками, друзьями, педагогами, замыкается, избегает общения, появляется страх одиночества.
● Страхи могут быть вызваны болезненным состоянием.
Психологическое расстройство, которое важно вовремя заметить и проконсультироваться со специалистом, может спровоцировать страх. Страх иногда является признаком невроза. Его также важно проработать с профессионалами.
Как мы видим, практически все причины связаны с климатом в семье. Сами того не подозревая, мы передаем свои страхи детям, а некоторые из них целенаправленно культивируем в процессе воспитания.
Какие страхи бывают?
В первую очередь психологи выделяют возрастные страхи. Конкретные страхи возникают в конкретном возрасте, это связано с развитием психических процессов, мозга, жизненным опытом.
Ребенок может бояться:
- 0-1 год: расставания с мамой, незнакомых людей, врачей, внезапных, громких звуков, глубины во время купания.
- 1 год: оставаться один, незнакомых взрослых людей.
- 2-3 года: наказаний, боли, высоты, транспорта в движении, отдельных животных.
- 4-5 лет: сказочных героев, вымышленных персонажей, засыпания, одиночества, темноты.
- 6-7 лет: смерти, животных, сказочных героев, привидений, страшных снов, пожара, темноты.
- 8-10 лет: опоздания в школу, ответа у доски, контрольной работы, учителей и других моментов, связанных со школой; загробного мира, смерти, беды.
- 11-16 лет: смерти, войны, стихийных бедствий, серьезных болезней, самовыражения, изменений, связанных с физиологической перестройкой организма.
Их можно делить и по-другому, например, на природные (боязнь темноты, высоты, смерти, замкнутого пространства) и социальные (боязнь опозданий, осуждения от значимого человека, плохих оценок, наказаний) или на внушаемые, реальные и основанные на воображении. Суть от этого не меняется, главное вовремя заметить проявления и помочь ребенку.
Как проявляется страх?
В разном возрасте страх проявляется по-разному. Грудной ребенок заходится в плаче, ребенок постарше по пятам ходит за мамой, прячется, накрывается одеялом, закрывает руками лицо, капризничает. Школьники, подростки ведут себя агрессивно, плачут без очевидной причины, рисуют мрачные картины в темных тонах, грызут ногти, перебирают одежду и т.п.
● Как бороться со страхами?
Вот несколько вариантов того, как помочь ребенку справиться со страхами.
● Разговаривайте больше, попытайтесь понять причину страха, поддержите.
Пообщайтесь с ребенком, спросите, чего и почему он боится, когда это началось, расскажите о своих страхах и как вы с ними справились. Если ребенок замыкается, не отвечает, можно спросить об игрушке, чего боится она.
Важно убрать страх ребенка перед самим страхом. Объясните: всем бывает страшно, это нормально и естественно, мы все равно тебя любим. Благодаря таким разговорам, заботе, принятию, проявлению любви дети становятся спокойнее.
● Боритесь со страхами в творческой форме: рисуйте, лепите.
Нарисуйте или вылепите страх, а потом измените что-то, сделайте забавным, нелепым или выкиньте его в мусорное ведро, залейте водой или пусть ребенок нарисует рядом с ним смелого себя.
● Сочиняйте сказки, в которых ребенок побеждает страхи.
Пусть ребенок будет ее главным героем, сталкивается с испытаниями, которые его страшат (очень бережно), становится победителем.
● Проигрывайте страхи, подойдут как спокойные, так и подвижные игры. У каждой свое значение.
Проиграйте момент встречи со страхом. Пусть одна игрушка станет страхом, а вторая — ребенком, пусть ребенок играет за страх, это поможет его проработать и перестать бояться.
Отлично успокаивают и укрепляют нервную систему игры с песком, особенно рисование персонажей и сюжетов.
Также детям важно немного пошуметь, побегать, покричать. Так они выплескивают отрицательную энергию.
● Проводите вместе свободное время, занимайтесь тем, что нравится, что близко вашей семье.
Гуляйте, играйте, занимайтесь творчеством, посещайте театры, музеи, мастер-классы. Пусть ребенок почувствует, что вы рядом и вам интересно вдвоем.
● Не пугайте ребенка вымышленными и реальными угрозами и персонажами. Эффект кратковременный, а негатив останется надолго.
Плохими оценками, врачами, чужими дядями, привидениями и бабайками, полицейскими и прочими персонажами. Ребенок воспринимает это серьезно.
● Воспользуйтесь услугами психолога.
Грамотный специалист сумеет наладить контакт с ребенком, побеседовать с ним, провести тестирование и выбрать методы работы над страхами.
Работайте над собой, ведь мы уже выяснили, что часто все начинается с неправильного поведения взрослых, которые окружают ребенка. Проанализируйте, какие ваши слова и действия могут порождать страх, не подкрепляйте неуверенное поведение.
Не нужно обесценивать детские страхи, высмеивать или не замечать, авось сами пройдут. Наблюдайте за ребенком, обращайте внимание на тревожные изменения в поведении, пытайтесь понять причину. Когда вы совместно побеждаете страх, ребенок начинает чувствовать и понимать, что такое поддержка, защита, ощущать свою собственную внутреннюю силу, становится более уверенным, инициативным, смелым.