Проверьте, готов ли ваш ребенок к использованию гаджетов?
Гаджеты все раньше и все чаще оказываются в руках у наших детей. Им доступна любая информация, большое количество сетевых развлечений, постоянное общение друг с другом. Вроде бы развитие, прогресс? Но это ли нужно ребенку для полноценного развития? И почему же родители бьют тревогу? Рассказываем.
Ответ прост: нельзя отправлять ребенка в цифровой мир незрелым. Неплохо, когда ребенок на «ты» с цифровыми устройствами. Но навыки нужно развивать своевременно, когда ребенок готов. В первую очередь это связано с развитием детской психики.
Как понять, что ребенок готов к жизни в цифровом мире?
Гордон Ньюфелд, профессор, автор популярной теории привязанности и бестселлера «Не упускайте своих детей» отлично сформулировал составляющие цифровой зрелости (приводим фрагмент из лекции):
«Знакомство» с цифровыми устройствами должно произойти:
- Не раньше, чем у ребенка появились его собственные идеи, вопросы, цели, творчество — только в этом контексте.
- Не раньше, чем у ребенка появилась жажда к познанию – только в этом контексте.
Ему нужно не больше информации, чем требуется для решения определенных проблем и не больше, чем может быть усвоено.
Ребенку также необходимо созреть и быть готовым к видеоиграм и сетевым развлечениям.
- Только после того как ребенок осознал тщетность ухода от реальности и научился решать проблемы в реальной жизни.
- Только после того как ребенок принял самого себя и утвердился в том, что он хочет быть собой, а не кем-то другим.
- Только после того как ребенок научился переживать потери и поражения, и он не испытывает болезненной тяги только побеждать.
Ребенку необходимо созреть и быть готовым к общению со сверстниками посредством цифровых технологий.
- После того как близкие отношения с родителями сформированы;
- После того как выработана способность оставаться собой при общении с ровесниками;
- После того как отпадает желание быть признанным ровесниками и быть принятым в их компанию;
- После того как налажены крепкие отношения со взрослыми, которые несут ответственность за ребенка.»
Внушительный список, правда? Почему же все это важно учесть прежде, чем отпустить ребенка в свободное цифровое плавание?
1. Дети перегружены информацией
Мозг не успевает ее осваивать и это серьезно мешает развитию. Ребенку нужно не изобилие информации, а контакт, душевность, тепло.
Татьяна Черниговская, директор Института когнитивных исследований СПбГУ, доктор биологических наук:
«Дети, родившиеся в технологическую эпоху, имеют «другой» мозг, и учить их нужно по-новому. Информации вокруг так много, что становится сложно отличить реальность от подделки. Важно учить ребенка верифицировать информацию, противостоять стрессу и быть готовым к тому, что мир меняется все время.»
2. Дети психологически могут быть не готовы к общению в сети, так как оно сильно отличается от живого.
В живом общении, при встрече мы здороваемся, встречаемся глазами, киваем, улыбаемся, мы не можем просто взять и прекратить разговор. В социальных сетях общение происходит поверхностно, без эмоциональной близости, глубины, диалог может прерваться в любую минуту. Ребенок не всегда готов к этому морально.
3. Детям сложно адаптироваться к реалиям жизни, они не привыкли проигрывать
Ребенок, особенно в дошкольном возрасте, развивается в игре. Играя вживую, дети общаются, дружат, учатся проигрывать, а значит адаптироваться к жизни.
В компьютерных играх практически нет поражений, потому что всегда есть новый уровень и попытка. В них все как бы понарошку, на время, можно начать сначала, появляется непреодолимая тяга к победе.
4. Дети не в полной проходят необходимый путь развития, что позже сказывается на их интеллектуальном развитии
Вот несколько примеров. В мессенджерах информация потребляется небольшими порциями, это не требует умственной работы, как следствие — мозг начинает«лениться».
Сейчас все больше детей с дисграфией и дислексией. Специалисты связывают это с тем, что взрослые, а вслед за ними и дети мало читают. Благодаря чтению формируются зрительные образы букв и слов. Они хранятся в памяти и становятся опорой правописания.
Регулярное использование смартфонов закрепляет особый тип восприятия информации. Дети привыкают получать ее в уменьшенном объеме в рамках экрана. Отсюда проблемы с пониманием напечатанных текстов. Им сложно удержать логически и зрительно больше десяти слов, а длинные предложения не запоминаются в принципе. Ученики сканирую текст глазами, но не могут выделить важную информацию, понять смысл предложения и текста в целом.
Манера общения взрослых в интернете отличается несоблюдение правил русского языка. Есть ощущение, что это стало нормой и так надо. Дети быстро перенимают такой стиль, как следствие – растет безграмотность.
Андрей Курпатов, врач-психотерапевт, президент Высшей школы методологии, изучает мозг и мышление человека:
«Если отпустить маленького ребенка в свободное «цифровое потребление», он будет смотреть самые примитивные и даже вредные для мозга развлекающие ролики.
Мозг человека формируется до 25 лет. У ребенка, когда он взаимодействует с миром, формируются базовые нейронные сети, которые будут отвечать за концентрацию внимания, за способность к целенаправленной деятельности, за мышление, социальные отношения, умение работать в команде, принимать решение и расставлять приоритеты… И все это должно происходить офлайн, в процессе живого общения с родителями, друзьями, учителями.»
Что делать?
Принять данность – от гаджетов и цифровизации никуда не деться. Мы не можем полностью убрать их из жизни детей, разве что до 3 лет, как советуют ученые. Вопрос скорее в том, как научить их правильно вести себя в цифровом мире. Об этом в следующей статье.