«Дубравушка» — первая частная
школа-пансион в России.
+7 (495) 320-06-40

Как ребенку быть успешным в учебе и чем вы можете ему в этом помочь?

Означают ли хорошие оценки, что ребенок успешен сейчас и состоится во взрослой жизни? Предлагаем сместить акцент с оценок на то, как помочь ребенку стать успешным.

Любой родитель хочет, чтобы его сын или дочь учились на «4» и «5». Но означают ли хорошие оценки, что ребенок успешен сейчас и состоится во взрослой жизни? А если оценки плохие, то что делать — ругать или наказывать? Говорит ли это о том, что и в будущем ничего хорошего не выйдет?

Учеба на «4» и «5» — это хороший опыт успешности ребенка. Каждый получает его по своему. Один умеет договариваться и коммуницировать с педагогами, другой — использует способности, например, отличную память, умение хорошо говорить, критически мыслить, не терять самообладание в сложных ситуациях. Но вне зависимости от способов, опыт успешности важен для самооценки ребенка.

В связи с этим хочется процитировать Татьяну Владимировну Черниговскую, доктора филологических наук, доктора биологических наук, профессора, директора Института когнитивных исследований СПбГУ, член-корреспондент РАО: «Успешность важна для ребенка. Но он может это скрывать и делать вид, что ему на это наплевать. Но я никогда не поверю, что это так на самом деле. Это у него защитная одежда такая, чтоб не лезли к нему: “Я вот такой! Мне все равно!”»

При этом хорошо учиться — не равно быть умным, а ученик, который учится плохо, не всегда глупый. Иногда, это связано с излишней активностью или отсутствием мотивации. Одна их самых острых проблем сейчас — дети не понимают, зачем им нужно учиться, в чем ценность знаний и интеллекта.

Даже если ребенок – троечник, но у него сохраняется познавательный интерес, то все получится. Сложнее, когда он ничем не интересуется.

Предлагаем сместить акцент с оценок на то, как помочь ребенку стать успешным. Какие условия могут создать родители и педагоги, чтобы дети понимали учебный материал, были внимательны на уроках, не теряли мотивацию, хотели добиваться результатов не только ради оценок? Читайте в статье.

1. Создавайте настрой на учебу

Прежде чем делать уроки, ребенок должен отдохнуть, поесть. Убедитесь, что он спокоен, его ничего не беспокоит, как физически, так и морально. Оборудуйте рабочее место: удобный стул, правильный свет, место для хранения учебных принадлежностей. Проветрите помещение, уберите все, что может отвлекать: посторонние шумы и предметы, особенно гаджеты.

Планируйте день вместе с ребенком, заведите календарь, в котором будут зафиксированы задачи на день. Пусть он ставит галочку, когда выполнит то или иное действие, возможно, ему понравится их вычеркивать. Главное, чтобы было интересно, а для этого озвучьте преимущества: можно смотреть, сколько всего ты успел за день, придумывать, как скорректировать план, чтобы меньше уставать, быть продуктивнее.
Пусть ребенок сам оформляет план, использует наклейки, стикеры, фломастеры, включая фантазию на полную катушку. Четкая последовательность действий, системность помогут ребенку чувствовать себя спокойнее, добавят уверенности.

Не перегружать – этот принцип действует и в расстановке приоритетов по предметам. Если ребенку не интересна, например, история, не заставляйте его добиваться по ней высоких результатов, аттестационного минимума будет достаточно. Пусть он потратит больше времени на физику, которая интересна и, скорее всего, пригодится для поступления.

Здорово, когда в школе для каждого ученика разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты и достаточное количество часов выделено на нужные ученику дисциплины. Особенно это актуально в старших классах.

2. Поощряйте увлечения ребенка, поддерживайте интерес к учебе

Замечайте и развивайте все позитивное, что попадает в поле интереса ребенка. Хочет рисовать — запишите в изостудию, вместе посетите художественные выставки, поучаствуйте в конкурсах рисунков, увлечен компьютером — предложите школу программирования, в которой можно заниматься цифровым творчеством, например, веб-дизайном или 3-D моделированием, самому разрабатывать игры, обучиться языкам программирования. Не страшно, если увлечение чем-либо быстро закончится и ребенок переключится на другое, главное, что он пробует, ищет себя.

Татьяна Владимировна Черниговская замечательно сказала по этому поводу:
«Понимаете, если вас спрашивают, любите ли вы фрукт фейхоа, а вы не знаете, что такое фейхоа, то как вы ответите? Для этого ребенка нужно учить всему.
Учить не для того, чтобы отчитаться, а учить в смысле дать возможность ему танцевать, и петь, и бегать, и прыгать, и лепить, и рисовать, и считать.
А дальше должен вступить профессионал.»

Вы замечали, как маленькие дети стремятся познать мир: изучают свойства предметов, ставят самые простые опыты, задают миллион вопросов? Наша задача сделать так, чтобы природная тяга к познанию не исчезла.

К сожалению, в школе сложно создать условия, в которых ученики смогут изучать окружающую среду за пределами кабинета, экспериментировать, наблюдать, применять знания на практике и получать от этого удовольствие. Частично этот пробел можно восполнить занятиями в кружках и секциях.

3. Формируйте сильное окружение

Если другие дети в классе учатся слабо, то даже у самого сильного ученика пропадает мотивация, зачем прикладывать усилия и к чему-то стремиться, если все, итак, дается легко. Если ребенок не очень преуспел в учебе, то в слабом окружении у него нет примера для подражания в хорошем смысле слова.

Возможно, стоит сменить школу или создавать окружение вовне: сверстники из кружков и секций, взрослые наставники из числа друзей семьи, репетиторы, старшие братья и сестры. Здорово, когда дети видят умных, развитых, интересных, неравнодушных к своему делу людей.

Здесь хочется процитировать Татьяну Черниговскую: «Наша задача – ему помочь правильно, в конце концов, узнать, кто он, найти ему подходящую школу. Поместить его в подходящую среду, чтобы его окружали люди, которые ему не войну устраивают каждую секунду, а помогают».

4. Правильно хвалите и критикуйте, не навешивайте «ярлыки»

И похвала, и критика очень влияют на мотивацию к учебе. Избегайте оценочных суждений: «Умница», «Молодец», «Отлично». Так ребенок привыкнет ждать, когда и как его оценят. Озвучивайте свои чувства, проговаривайте то, что получилось: «Я очень рада, что сегодня ты ровнее написал буквы, сам правильно решил сложные примеры, прочитал текст без запинок». Спрашивайте, как чувствует себя ребенок, когда получилось преодолеть трудности, впервые сделать то, что раньше не получалось.

И вновь хочется обратиться к словам Татьяны Черниговской:
«Ребенок по сравнению со взрослыми беззащитен в этом мире. А если у ребенка, которого записали в неуспешные, еще и родители бесчувственные, то это ранит еще сильнее. Они что, Аристотели все, наши родители? Некоторые могут еще и масла в огонь подлить: «Смотри, Вася какой молодец! А ты?!» И ребенок должен жить с этим клеймом неудачника? Вы поспрашивайте сегодня родителей, хотят ли они вернуться в школу. Большинство скажут «нет».

Вместо оценочной критики: «Ты плохо сделал уроки!», «Ты подвел меня, впрочем, как всегда» озвучивайте свои чувства, говорите о том, как вы расстроены, а также вместе с ребенком проанализируйте, почему не получилось и что можно сделать, чтобы получилось в следующий раз, какая нужна помощь.

Как бы ни огорчил ребенок, не оскорбляйте его. Слова, сказанные в гневе, могут превратиться в негативную установку. То же самое и с «ярлыками», которые мы, взрослые, любим навешивать на детей: «лентяй», «неумеха», «двоечник». Зачем что-то предпринимать, стараться, если про тебя все понятно?

5. Обязательно занимайтесь спортом

Утренняя зарядка, тренировки в спортивной секции, прогулки после школы — мозг человека развивался в процессе труда и преодоления расстояний свыше 19 километров в день. Физическая нагрузка активизирует мозговую деятельность, помогает улучшить долговременную память, логическое мышление, внимание и способность решать новые задачи.

В ходе одного эксперимента дети занимались бегом по полчаса два-три раза в неделю. Уже после трех месяцев их когнитивные способности значительно улучшились.

6. Рассмотрите обучение в небольшом классе

К сожалению, современная система образования не рассчитана на то, что у детей одного возраста разные интеллектуальные способности. Каждому из них требуется разное время для усвоения одного и того же материала. Каждому комфортно работать в своем темпе.

Когда детей много, педагогу сложно уделять должное внимание каждому ребенку, его проблемам и достижениям, поэтому чем детей меньше, тем лучше. В небольшом классе учителю проще заметить ошибки, восполнить пробелы в знаниях, обеспечить работу на уроке всех учеников, создать ситуацию успеха, помочь, поддержать.

7. Снижайте уровень стресса

Защитная система организма предполагает выброс гормонов стресса (адреналина и кортизола). Она включает мгновенную реакцию на серьезную, но кратковременную опасность для жизни.

К сожалению, сейчас стресс измеряется не минутами, а днями и даже месяцами. Вот тогда гормоны начинают травить организм. Тяжелый и длительный стресс вредит учебе. Дети, которые регулярно испытывают нервное напряжение хуже запоминают, хуже обобщают информацию и применяют ее в новых ситуациях, долго не могут сосредоточиться.

В результате исследований ученые заметили, что дети, которые регулярно наблюдают ссоры родителей, подвергаются травле, глубоко переживают разные события в жизни, учатся хуже, чем их ровесники, живущие в более спокойной обстановке. Согласитесь, что и темп городской жизни с постоянной спешкой, пробками, гаджетами, желанием много успеть, отнюдь не располагают к равновесию и гармонии.

Подытожим. Для того чтобы ребенку быть уверенным в себе, нужно много слагаемых и они очень разные: от очевидных, например, оборудования рабочего места и налаживания питания до более сложных, которые требуют решительности. Это смена школы и формата обучения. У каждой семьи этот путь будет своим. Главное — идите от ребенка, его личностных особенностей, желаний и возможностей!

Татьяна Черниговская:
«Ребенка, извините за банальность, его любить надо, потому что если любишь, то интересно на него смотреть, с ним общаться – а значит, ты понимаешь, куда дело идет.»

#школа-пансион #школа с проживанием #частная школа #средняя школа #летний лагерь


    Остались вопросы? Звоните +7 (495) 320-06-40 или оставьте свой номер и мы Вам перезвоним.

     

    "В какой класс идет Ваш ребенок?"