Индивидуальный подход к каждому ученику
Частная школа-пансион в России
Решиться оторвать от себя свое дитятко родителю трудно — но куда труднее разрываться между работой и ребенком, выискивая, с кем его оставить на время командировок, гадая во время деловых совещаний, что он делает один дома, не имея времени помочь со школьными проблемами.
Частная школа пансион — хороший выход для страшно занятых (добавим -очень состоятельных) и тем не менее любящих родителей. В пансионе ребенок будет накормлен, обстиран, ухожен, занят делом. Он не станет часами гонять колобка в компьютерной игре или висеть на телефоне с подружкой, обсуждая коллекцию наклеек с покемонами. Ребенок будет учиться у высокопрофессиональных педагогов, лечиться у хороших врачей, дышать свежим загородным воздухом, хорошо питаться и заниматься спортом. На выходные и каникулы детку можно забирать — для этого не надо получать визу и совершать межконтинентальные перелеты. Маленькие классы, по
О типичных ситуациях, учениках, проблемах и решениях в жизни российской
Хотим дать ребёнку хорошее образование
Наша школа пансион работает уже двенадцать лет, так что у нас было время поучиться на ошибках. Главная ошибка, которую совершают школы в своем желании дать детям хорошее образование — это слишком много новшеств, модных экспериментов, приводящих к перегрузке детей. Иногда бывает, в пятом классе ребенку задают на день прочитать по огромному параграфу по нескольким разным предметам — а он просто еще не умеет столько читать, ему труден даже не объем информации, а просто объем текста для чтения. Мы обязательно отслеживаем ситуации, когда ребенок бьется и не может справиться.
Школа пансион у нас довольно большая, но в классах не более 10–12 человек и для каждого ребенка у нас составляется отдельный учебный план. Старшеклассники могут изучать каждый из предметов на трех разных уровнях (стандартный общеобразовательный, углубленный и профессиональный — на уровне профильного вуза). Мы считаем, что каждый ребенок в
В младшей школе мы учим ребенка учиться, развиваем основные психические процессы: восприятие, память, внимание, речь, мышление, воображение. Мы хотим, чтобы они учились не для педагогов и родителей, а потому, что им это интересно. В средней школе мы смешиваем детей разных способностей и уровней подготовки — они начинают изучать
В нашей школе-пансион мы ушли от стремления тянуть все предметы на пятерку. При нынешней школьной программе знать все предметы на «отлично» сложно, да и не нужно. В старшей школе ученики могут выбирать предмете для обучения; учитывается мнение родителей и рекомендации школы, которая знает и вузовские требования, и своего ученика. Школьники могут взять не меньше трех, но не больше пяти обязательных предметов для углубленного изучения, которые потом они будут сдавать в вуз. Если хотят взять больше, родители должны написать заявление, и потом этот вопрос будет решать школьная
Дети и заграничные школы-пансионы
Я твердо уверена, что детей за границу школы пансионы посылать можно и нужно — надо только решить наиболее часто возникающие проблемы. Мы много работаем с детьми, которые уже учились за границей (и не всегда успешно), к нам регулярно приезжают учиться англичане, поэтому у нас уже есть
Главная проблема в том, что детей часто посылают в школы пансионы за границу неподготовленными, исходя из простого положения, что учиться там престижно. А дети, бывает, не слишком хорошо знают язык, не понимают, о чем говорится на уроке, не могут угнаться за классом. Другая беда — у них нет навыка самостоятельной жизни. Российские семьи часто грешат гиперопекой, контролируя каждый шаг своих больших уже детей — а потом внезапно выбрасывают их в другую жизнь, где с ними никто так не носится. Родители не учитывают того культурного шока, который дети испытывают, сталкиваясь с чужой средой. На какой бы европейский лад ни была организована здешняя жизнь родителей, мы все равно немножко советские. Иностранная частная школа пансион может оказаться для наших детей просто чужой по духу — а местные дети в ней чувствуют себя отлично.
Там ребенок раньше становится самостоятельным, к нему предъявляется больше требований. У наших детей может быть лучше предметная подготовка, но они чаще проигрывают за счет отсутствия желания пробиваться, конкурировать, самостоятельно работать.
При решении вопроса, когда можно посылать ребенка в школу пансион за границу, главное не возраст, а степень психологической готовности ребенка. Есть ли кому поддержать его там в самостоятельном плавании? При полном отсутствии поддержки ребенка может ждать жесткий неуспех. Это всегда риск: мне встречались и талантливые дети, которым западная школа пансион пошла на пользу, и такие, чья судьба просто оказалась сломана, потому что родители не подготовили их к трудностям перехода. Один мальчик, поступивший к нам после Англии, жаловался: «Зачем они меня туда отправляли, теперь я здесь хуже всех!» Кстати, родители обязательно должны учесть, будет ребенок поступать в западный вуз или в российский — и соответственно готовить.
При возвращении из школы пансиона за границей обязательно возникают проблемы
Кстати, обучение на иностранном языке таит в себе опасность еще и потому, что наше мышление
С теми, кто учился в школе-пансион за границей, мы занимаемся по индивидуальной программе — время ограничено, а знаний надо дать очень много. Обязательны русский язык (здесь у них все упущено), английский, литература, математика и естественные науки, по ним в зарубежной школе принципиально другие программы, совсем не та сумма знаний, что дает наша школа — трудно даже сравнивать. Методы обучения западных школ пансионов оправдывают себя в вузах, когда нужны приобретенные в школе навыки самостоятельной работы. Мы готовы выполнять и функцию подготовки ребенка к западной школе пансиону — прежде чем бросать его в одиночку барахтаться в незнакомой обстановке там, можно дать ему возможность пожить без родителей, в пансионе, в похожих условиях, но в России. Здесь он научится самостоятельности, хорошо выучит язык, с ним поработают психологи — все это облегчит трудность перехода.
Самостоятельная жизнь
Мы берем в нашу школу пансион с шести лет. Нас все время спрашивают, не тоскуют ли дети по дому, не плачут ли. А малыши, между прочим, особенно счастливы — их и
Школьникам отводится время в Интернете (с седьмого класса у них начинается информатика). Кстати, джентльменский набор — математика, информатика, русский, английский — мы даем на солидном уровне всем детям, независимо от выбранного направления. До седьмого класса компьютер дается в игре. Иногда к нам попадают настоящие компьютерные наркоманы, которым мы твердо даем понять, что на свете есть не только компьютеры. В Интернете очень много грязи, поэтому наши компьютеры объединены в сеть, и мы контролируем, куда заходят наши ученики.
У нас закрытая школа пансион — гораздо более закрытая, чем английская. Территория охраняется, на сто детей — сто тридцать работников, и без сопровождения наши дети никуда не выходят. Нас это спасает от проблем с алкоголем, курением и наркотиками. Можем даже отказать ребенку в приеме в школу, если у нас есть основания предполагать в нем склонность к употреблению наркотиков.
Все время они у нас на глазах — настолько, что у них нет шансов сделать
Конечно, дети есть дети, у них свой мир, они влюбляются,
возраста. Но мы справляемся, воспитывая доброту добротой,
достоинство достоинством, любовь любовью. А что касается наказаний,
то больше всего дети боятся отчисления, значит, наша система
срабатывает на все сто.
Ирина ЛУКЬЯНОВА
Газета «Iностранец»