Ох, уж эта домашка! Делать с ребенком, делать за ребенка или пусть делает сам? Разбираемся
Существует много вариантов добиться того, чтобы ребенок делал уроки вовремя и хорошо. В ход идут и кнут, и пряник: родители предлагают деньги, забирают гаджеты, выполняют уроки за ребенка и другое.
Предлагаем вместо того, чтобы тратить силы на массу непродуктивных действий и баталии, разобраться, почему ребенок не хочет делать уроки и как мы можем ему помочь?
Почему родители делают уроки с ребенком и за него?
Выделим две причины:
- Стремление контролировать ребенка
Здесь встает вопрос веры в ребенка и соблюдения личных границ. Родитель разрешает или не разрешает себе их нарушать. Если ребенок понимает, что уроки — это его зона ответственности, понимает, что сам отвечает за результат, в том числе и отрицательный, то дальше будет проще. Это касается и родителей.
- Стремление спасти ребенка от перегруза
Замечательно, когда ребенок самостоятельно делает уроки, а если чего-то не понимает, то просит помощи у родителей или Google. Это в идеале.
В реальности все иначе: ребенок постоянно просит помощи, а значит в системе “школа-ученик” что-то сломалось. Возможно, нужно менять отношение ребенка к школе, корректировать учебную нагрузку, просить помощи у других педагогов.
Если домашнее задание действительно выходит за рамки нормы, поговорите с педагогами, а если ребенку сложно организоваться — то с ним.
1. Определите, понимает ли ребенок, что нужно сделать и сколько времени на это потребуется.
Конечно, среди его личных приоритетов выполнение уроков всегда будет где-нибудь внизу. Дети становятся способны к самоконтролю примерно к середине начальной школы, кто-то позже — к 12 годам. Это связано с развитием мозга, поэтому нормально, что ребенок до бесконечности тянет время, готов заниматься чем угодно, лишь бы не садиться за уроки.
Кроме этого, ребенку сложно представить, сколько времени потребуется для выполнения того или иного задания, понять, что большие задачи (поделку, презентацию, проект) нужно сделать заранее, а не накануне вечером.
Как помочь ребенку?
- Введите правило: пока уроки не сделаны полностью, игр и развлечений не будет.
- Заведите список обязательных задач, после которых ребенок сможет заняться любимыми делами. Сейчас много необычных планеров, ежедневников для детей, в которых можно клеить стикеры, делать отметки и записи. Также можно воспользоваться приложением, например, Google-календарем. Возможно, так всем будет проще следить за выполнением и отмечать прогресс.
- Учите планировать и ставить цели. Разберите, какие задания срочные, а на какие есть больше времени. Что требует больше сил и концентрации, а что — меньше. Разбивайте большие задачи на маленькие, конкретизируйте их: не «сделать такие-то уроки до четверга», а «написать реферат по истории к утру среды» и «сделать четыре упражнения по русскому» к 11 утра вторника».
- Используйте таймеры. Они помогут увидеть границу между временем уроков и отдыха. Понаблюдайте, как долго ребенок сохраняет продуктивность. После 20-25 минут запланируйте короткий перерыв, во время которого можно подвигаться и попить воды. После двух-трёх таких блоков сделайте перерыв подольше.
2. Понаблюдайте за ребенком, возможно, он не хочет делать уроки, потому что боится сделать их не идеально.
Да, среди детей тоже есть перфекционисты. Домашние задание ребенок использует для привлечения внимания к тому, что чего-то не знает и не соответствует собственной идеальной картинке. От этого он тревожится и тратит на уроки много времени.
Как помочь ребенку?
- Сконцентрируйтесь на процессе, а не на результате. Постепенно доносите мысль, что важны не оценки и идеальный результат, а то, сколько усилий он приложил, чему новому и какими способами научился.
- Ограничивайте время выполнения заданий, чтобы ребенок не задерживался подолгу на одной задаче, особенно если только сел за уроки.
- Вводите свои временные правила. Например, если ребенок пишет сочинение и боится допустить ошибку, установите правило: «Сейчас не обращаем внимание на грамматику». Проверьте ее, когда допишите сочинение. Это поможет не перечитывать текст по сто раз и постоянно что-то поправлять, а значит сэкономит время.
- Хвалите его за усилия и шаги к цели, а не за оценки.
3. Ребенок делает уроки, но очень быстро, от этого страдает качество.
Ему кажется бессмысленным писать сочинение по книге, которую уже прочитали и обсудили в классе или решать примеры, которые решали в классе целый урок. Есть занятия поинтереснее. Но делать то уроки надо. И наш торопыга делает тяп-ляп и с радостью кричит: «Я все!».
Как помочь ребенку?
- Проверяйте домашнюю работу, отмечая то, что нужно доделать, что не соответствует правилам.
- Подготовьте чек-листы по разным видам работ. Такие, по которым и вы, и сам ребенок сможет проверить и оценить уровень готовности домашней работы.
4. Ребенок бунтует против выполнения домашних заданий, к школьной программе настроен скептически.
Ребенок креативный, любознательный, мыслит нестандартно, поэтому в школьных рамках ему попросту скучно и то, что и как рассказывают на уроках, идет вразрез с его интересами. Такие дети на все имеют свое мнение и переубедить их непросто.
Как помочь ребенку?
- Попробуйте провести параллели между любимыми занятиями и школьными предметами, покажите, как знания, полученные на уроках, помогут добиться успеха в том, что ему сейчас интересно.
- Подумайте над идеями, умениями, навыками, которые ребенок может усовершенствовать в процессе занятий. Безусловно, важными для него!
5. Ребенок обо всем забывает.
Ребенок не помнит, что задано и к какому числу нужно подготовить проект. Нет, он не делает это назло, специально, ему действительно сложно запомнить и организоваться самому из-за своей незрелости. Запаситесь терпением, будьте внимательны к нему.
Как помочь ребенку?
- Создайте четкую структуру, постоянные график выполнения домашнего задания.
- Повторяйте и проверяйте много раз, особенно в начале.
- Помогайте постепенно выработать хорошие привычки, например, повесьте на школьный рюкзак стикер со списком вещей, которые ему надо собрать в школу, а после — вместе проверьте результат.
- Понаблюдайте, когда ребенок лучше концентрируется. Возможно, ему нужно ходить, стоять, сидеть. Одному нужен фоновый шум или музыка без слов, а другой может сосредоточиться только в полной тишине.
- Организуйте пространство так, что все необходимое для домашней работы находилось в легком доступе, не загромождало стол.
Подведем итоги. В подготовке домашнего задания, как и во всем, что касается воспитания и общения с детьми, идите от ребенка. Наблюдайте за ребенком, изучайте его привычки и особенности, чтобы выяснить, что помогает или мешает, выбирайте и оставляйте удачные приемы, которые помогают в выполнении домашней работы.
Постепенно отдавайте ответственность за учебу ему: не стойте над душой, контролируйте по минимуму, но при этом давайте понять, что всегда готовы помочь: направить, ответить на вопрос. Главное — доверять и научить делать уроки самостоятельно.