Нечитающий ребенок — норма нашего времени или нужно что-то менять?
«Дети не хотят читать, дети не любят читать!» — в один голос жалуются родители. Действительно ли не хотят и не любят? Почему так происходит и нужно ли что-то менять? Как изменить отношение ребенка к чтению — заставлять, мотивировать, оставить все как есть? Разбираемся.
Почему дети мало читают?
Стремление родителей привить интерес ребенка к чтению понятно, ведь все мы выросли в читающей стране, когда в каждом доме — большая библиотека, чтение — привычное занятие, а книга — лучший подарок. Но время было другим: без интернета, путешествий, парков развлечений.
На самом деле современные дети читают больше, чем их родители когда-то. Вопрос в качестве чтения. Что они читают: посты в соцсетях, переписку в мессенджерах, задания в компьютерных играх, бегущую рекламу, меню в телевизоре. Ребенок находится в бесконечном, навязчивом потоке информации, устает от этого и, естественно, выбирает самый простой путь картинок, видео. Зачем читать и вдумываться в текст, если есть комикс, в котором кратко описывают ситуацию.
Чтение книг переходит в иную категорию занятий, более трудных, энергозатратных, которые требуют особого настроя, условий и уже не являются чем-то естественным, как раньше.
Почему детям нужно читать книги?
Стоит ли в век интернета беспокоиться о том, что дети мало читают бумажные книги? Возможно, это пережиток прошлого, а в школе достаточно краткого содержания произведений с сюжетной канвой?
Нет! Это не только новый способ чтения, но и новый, нескладный способ мышления. Если дети будут довольствоваться комиксами, они не научатся читать сложную литературу, которая формирует сознание, учит думать.
Мы то, что потребляем, это относится и к информации. Хорошая книга развивает так, как ни одно другое средство.
Во время чтения:
● развивается воображение
Читая книгу, особенно без изобилия картинок, ребенок невольно представляет героев, их образы, сюжет, становится его участником, а значит отлично тренирует образное мышление и фантазию.
● происходит работа с чувствами и эмоциями
Читая книгу, ребенок испытывает разные эмоции, переживания, учится различать их оттенки, называть, выражать, испытывать сочувствие, быть гуманным к окружающим, ладить с ними и находить общий язык. Развитие чувств — это основа нравственного воспитания ребенка.
● расширяется словарный запас
В контексте повествования новые слова запоминаются проще, так как возникают ассоциации с происходящим, с героями. Читая, ребенок запоминает, как пишется слово, какие знаки препинания стоят в предложении, а значит становится более грамотным. Ребенок, который обладает развитым словарным запасом, быстрее формулирует свои мысли, точнее облекает их в слова. Богатый словарь помогает быть интересным собеседником, договариваться, описывать ситуацию, доносить до других свои мысли, идеи, желания.
● может измениться окружение
Читая хорошую литературу, ребенок узнает о качествах, которые не всегда получается увидеть в реальных людях: целеустремленность, вера, отвага, совесть, ответственность, остроумие. Он тянется к более умным, развитым, созидательным людям, берет с них пример.
Как помочь ребенку полюбить чтение книг?
Книги нельзя заменить гаджетами, не смотря на то, что там ярко, интерактивно. Разные источники информации развивают свое в чувствах и интеллекте ребенка, поэтому его реальность очень ограничена без чтения книг. Рассказываем о том, как помочь ребенку полюбить чтение, именно полюбить, вызвать интерес, а не заставить. Попробуйте!
● Читайте сами
Очевидно? Да! Сложно? Да! Особенно, если вы сами не очень любите читать. Но если читают взрослые, то для ребенка это норма, скорее всего, он последует вашему примеру. Конечно, если это не разовая акция.
Поделитесь с ребенком впечатлением от прочитанного, зачитайте вслух наиболее понравившееся моменты, поделитесь яркими фразами из книги, расскажите о неординарном персонаже.
Если вы не читаете, то будьте терпеливы и к своему ребенку.
● Читайте детям вслух
Не только маленьким детям, но и школьникам, до тех пор, пока ребенок хочет. Читайте перед сном, читайте по ролям, с выражением и эмоцией, останавливайтесь на самом интересном и предлагайте продолжить завтра. Это будет стимулировать, захватывать, вовлекать, ребенку захочется продолжить, дочитать самому. Не сразу, но это будет.
Обсуждайте прочитанное, сравнивайте персонажей с собой, с другими людьми и, конечно, с ребёнком: «Чем ты похож на него? Чем отличаешься? А что бы ты сделал на его месте, если бы…?»
Придумывайте собственные истории про любимых героев и альтернативы развития событий.
Да, это занимает время, отнимает силы, рутинно и местами скучно для родителя, но результативно.
● Дайте ребенку возможность выбирать книги
Сделайте поход в книжные магазины приятной традицией, посещайте их регулярно, пусть ребенок впитывает атмосферу. Не торопитесь уходить оттуда, дайте возможность пройтись вдоль книжных полок, полистать, рассмотреть иллюстрации, немного почитать. Благодаря этому, постепенно, он учится выбирать книги вдумчиво, находить интересные для себя из множества вариантов.
Не отказывайте, если ребенок что-то выбрал. Да, возможно, книга дорогая и не совсем то, что вы хотели: комиксы, а не классика, но это первый шаг к большой цели — вызвать интерес к чтению. Замечательно, если каждый выход в книжный магазин будет завершаться покупкой книги, которую ребенок выбрал сам.
Если нет возможности прямо сейчас купить книгу, выход есть — взять ее в библиотеке. Кстати, это еще одна возможность окружить ребенка книгами.
● Дарите книги
Добавляйте книгу к подарку на праздник, пусть такое сочетание станет для ребенка привычным. Старайтесь связывать ее со сферой интересов ребенка.
● Создайте приятную атмосферу для домашнего чтения
Пусть это будут любимое кресло и уютный торшер, а не стол и стул, за которыми ребенок делает уроки. Чтение должно вызывать приятные ассоциации, кроме того, так ребенок познает себя и учится понимать свои желания и потребности: как мне нравится читать, что, где, в какое время дня. Какое оно, мое идеальное место для чтения?
● Формируйте книжный вкус
Собирайте домашнюю библиотеку вдумчиво. Здесь можно опираться на обзоры литературных критиков, друзей и знакомых с детьми, вкусу которых вы доверяете. У ребенка должен быть хороший выбор книг с качественными текстами, иллюстрациями, бумагой, даже если пока он читает только что-то по своему вкусу.
Кстати, именно рисунки, картинки, графика могут пробудить интерес к чтению. Если они красивые, яркие, их хочется изучать, рассматривать, то ребенок обратит внимание, захочет почитать вновь. То что нужно!
● Познакомьте с книжными приложениями
Это совет больше для родителей подростков. Да, полезнее читать бумажные книги, но раз уж гаджеты стал неотъемлемой частью нашей жизни, получайте от них пользу. Есть приложения, в которых можно не только читать, но и делиться впечатлениями о прочитанном, обмениваться книгами.
● Предложите ребенку сделать собственную книгу
Придумайте вместе самую простую сказку, запишите ее в книгу, сшитую своими руками, оформите обложку, нарисуйте картинки, покажите и прочитайте своим близким. В игровой форме ребенок прочувствует, сколько усилий прилагается для создания книг.
● Пробуйте разные средства
Это могут быть журналы, газеты, статьи по темам, которыми интересуется ребенок, да не книги, но вполне могут подогревать интерес к чтению.
Литературные лекции, семинары, практикумы. Есть онлайн и офлайн форматы в библиотеках.
Здорово, если детям преподает умный учитель литературы с хорошим вкусом. Он покажет, какое это удивительное занятие — читать, их будет не оторвать от книги.
● Не настаивайте и не критикуйте
А еще не сравнивайте с другими детьми. Чтение не должно быть мучением с грифом “Обязательно”. И даже если ребенок не осилит весь список летней литературы, а прочитает несколько понравившихся ему книг, это уже хорошо! Надо — не значит люблю и хочу.
Читайте вместе с детьми, пусть чтение бумажных книг и походы в книжные магазины будут приятным ритуалом в вашей семье.