Мой ребенок ничем не интересуется. Так ли это на самом деле и что делать родителям?
Ребенок все чаще с телефоном в руках, на вашу инициативу куда-нибудь сходить или позаниматься чем-то вместе реагирует вяло, школьные уроки, кружки и секции, чтение и даже прогулки ему не интересны. Конечно, родители испытывают по этому поводу смешанные чувства: от тревоги до раздражения: ну почему он ничем не интересуется, почему он такой ленивый?
Дело не в лени, а в отсутствии мотивации. Почему ее может не быть и как помочь ребенку справиться читайте в статье.
Почему ребенок ничем не интересуется?
- Ребенок постоянно делает только то, чего хотят родители, а не он сам.
Грустно, когда близкие люди не поддерживают детские начинания, а навязывают свое. В дальнейшем это может привести к разочарованию и равнодушию ко многим видам деятельности.
Если родительские надежды и детские желания регулярно не совпадают, то любая активность, любое занятие начинают ассоциироваться у ребенка с принуждением, удовлетворение от процесса уходит, а ведь именно личная заинтересованность и радость от того, чем ты занимаешься, лежат в основе внутренней мотивации.
- У ребенка низкая самооценка.
У каждого ребенка есть способности, предрасположенность к какому-либо виду деятельности. При этом мировоззрение и умение решать проблемы формируются в семье. Если родители сравнивают ребенка с другими детьми, постоянно сомневаются в нем: «У тебя не получится, это трудно», то постепенно он потеряет интерес к познанию нового. Детям необходима поддержка тогда, когда не получается. Ошибаться — нормально, Главное, чтобы ребенок не ощущал в такие моменты родительское разочарование. Дети, которые не боятся ошибаться, чаще продолжают делать то, что интересно им, быстрее и легче выбирают занятия по душе.
- У ребенка отсутствует не мотивация в принципе, а мотивация к определенным видам деятельности.
Например, ребенку неинтересно учиться. Здесь нужно разобраться с причинами. Возможно, в школе с ним происходит что-то неприятное: обижают одноклассники, невзлюбил учитель, не понимает материал, поэтому опустил руки и не старается.
- У ребенка есть медицинские показания.
К ним можно отнести эмоциональные, ментальные расстройства, физические заболевания. Ребенку может попросту не хватать питательных веществ или он переживает депрессию. У него физически не остается сил на хорошую учебу и поиск интересного занятия. Здесь понадобится консультация специалиста.
Что точно не стоит делать родителям?
- Заставлять. Нам важно вернуть мотивацию к учебе, активной жизни, развитию, а для этого научить ребенка получать радость от того, что он делает. Этого не произойдет, если он чувствует давление и несвободу.
- Ругать, разговаривать на повышенных тонах. Чем старше ребенок, тем меньше это работает, он обижается, перестает доверять нам.
- Обвинять. Укоры — последнее, что хочет услышать ребенок. Попробуйте просто поддержать и помочь.
Решать за ребенка. Не нужно записывать его в очередной кружок просто потому что вам кажется, что это правильно и полезно. Установите разумные границы и дайте ребенку возможность выбора.
Что делать родителям, чтобы вернуть ребенку интерес и мотивацию?
Ребенку 7-11 лет
1. Убедитесь в том, что ребенок не перегружен, у него все хорошо вне дома. Ему нужен не только плотный график занятий, но и время на игру и «ничегонеделание».
В первом классе ребенок испытывает непривычно высокие нагрузки. На протяжении 4-5 уроков он должен удерживать внимание, писать, читать, считать. И все это несмотря на то, что ему хочется, и чем нравится заниматься. Добавьте к этому 30 человек в классе, кучу других, более взрослых и шумных детей на переменах. Вполне нормально, если ему хочется час-другой отдохнуть в тишине, полежать, поспать. Не торопитесь нагружать его дополнительными занятиями, начните с одного кружка, постепенно добавляя новые. Учитывайте при этом желание, самочувствие, выносливость ребенка.
Если ребенок во 2-4 классах, проанализируйте:
- успевает ли он отдыхать?
- нет ли перегруза школьными и дополнительными занятиями?
- не конфликтует ли он с кем-то из одноклассников или педагогов?
Задавайте наводящие вопросы, так как на прямые детям может быть стыдно, страшно отвечать.
У сына или дочери есть хотя бы одно любимое занятие? Это уже хорошо. Даже если вы думаете иначе. Родителям всегда хочется добавить ещё творчества, спорта, языков. Но помним, что ученик начальной школы — все еще ребенок, ему хочется заниматься любимыми, привычными вещами: поиграть, посмотреть мультик, просто послоняться без дела.
2. Проанализируйте, действительно ли он ничем не интересуется или не интересуется тем, что важно для вас. Подумайте, почему это вас тревожит.
Задайте себе вопросы: «Почему это меня тревожит?», «Чего я жду от своего ребенка?», «Каким хочу его видеть?», «Какие свои мечты и желания переношу на него?»
Конечно, мы хотим видеть ребенка успешным, уверенным в себе, не хуже других детей.
А чего хочет он? Есть ли у него желания, цели? Какие? Возможно, он что-то уже делает, чтобы их реализовать, просто нужно это заметить и помочь ему?
Ребенок — не наша собственность, а самостоятельная личность со своим характером, мечтами, мыслями. Прислушайтесь к нему, поддержите, покажите, что готовы с уважением отнестись к его выбору.
Обратите внимание, как познает новое ваш ребенок. Понаблюдайте, от чего он получает удовольствие, направьте этот интерес в нужное русло.
3. Разговаривайте с ребенком о его личном развитии. Не с позиции «Ты должен», а «Давай подумаем вместе».
Приведем пример. «У тебя одни тройки по английскому. Я записала тебя на занятия» заменим на «Тебе ведь хочется понимать англоязычных блогеров на YouTube, без труда читать инструкции к видеоиграм, а в путешествии пообщаться со сверстником? Будет круто, если ты немного подтянешь английский. Что скажешь?»
Ребенку 12-16 лет
Здесь все сложнее. Начинает развиваться самосознание, ваш взрослеющий ребенок хочет понять, какой он, чего хочет, что интересно, чем заниматься дальше.
Чтобы ответить на эти вопросы, подросток отказывается от всего, что не он. Инициативы родителей отвергаются.
Если родители относятся к отрицанию спокойно, то у подростка появляется пространство и возможность разобраться с тем, чего он хочет, научиться делать выбор. Если продолжают давить, навязывать, контролировать, то его энергия уходит на борьбу и саботаж.
Безусловно, родитель несет ответственность, но она не безгранична. Поговорите начистоту, озвучьте свою позицию: «Мне кажется, что тебе полезнее заниматься вот этим. Я могу записать, оплатить, отвезти, поддержать. Если понадобится помощь, я рядом. Я волнуюсь за тебя и люблю. Дальше начинается твоя ответственность».
Если подросток понимает, что никто не давит, то начинает делать что-то самостоятельно, постепенно брать ответственность за свои поступки, просить помощи, если нужно или придумывать что-то свое.
Подытожим. Лени, как таковой, не существует. У ребенка может отсутствовать мотивация чем-то заниматься или не быть на то веской причины. Причины могут быть разными, зависеть от возраста, характера, темперамента, способностей ребенка. И чем быстрее мы их найдем, тем легче подберем ключик к своему ребенку, разберемся в том, что ему интересно. Мягко, без оценок, сравнений и завышенных ожиданий.