«Дубравушка» — первая частная
школа-пансион в России.
+7 (495) 320-06-40

Гениями рождаются или становятся? Как раскрыть талант ребенка

В статье разбираемся, в чем отличие между гениальностью, одаренностью и талантом, а также что необходимо для развития детского таланта.

«Гениями не рождаются, ими становятся». Или все-таки рождаются? Если дело только в наследственности, как понять, что ваш ребенок гениален? А что делать, если у него нет каких-то особенных талантов и способностей? Развивать с раннего возраста или оставить в покое? Попробуем ответить на эти вопросы, но прежде разберемся в понятиях.

Гениальность, одаренность, талант – в чем разница?

Гении обладают исключительными способностями в одном виде деятельности, например, в искусстве, науке, политике. Они меняют мир с помощью своих действий и открытий, создают уникальные вещи, двигают вперед прогресс.

Талантливые люди обладают ярко выраженной способностью к какому-то виду деятельности и могут довести ее до идеала, прикладывая силы и энергию. При этом они достигают высоких результатов в той области, которая им интересна и дается легко, хотя могут иметь таланты и в других сферах.

Одаренные люди имеют врожденную предрасположенность к какому-то виду деятельности, например, к музыке. Если маленький ребенок хорошо чувствует ритм, начинает двигаться, когда слышит музыку, то скорее всего нужно отдать его в музыкальную школу. Он обладает музыкальными способностями, которые нужно развивать. Прикладывая усилия, такой ребенок быстрее добьется результата, чем его ровесник без предрасположенности к музыке.

Подытожим, гениальность – это сверх талант.

При прочих равных условиях талантливый человек быстрее достигнет успеха, чем одаренный, сможет идти дальше. Чтобы его опередить, одаренный должен приложить больше усилий, терпения, больше работать.

Получается, что таланты и степень их выраженности даны человеку с рождения, успешными становятся талантливые и одаренные. Но давайте не будем торопиться с выводами, не все так просто. Талант – только одно слагаемое успеха, которое не реализуется без других составляющих. А задатки, данные природой, так и могут остаться задатками.

Гены – это начало, гены – это потенциал или его отсутствие, но этого недостаточно. Можно получить в наследство скрипку Страдивари, но вот незадача, теперь надо учиться на ней играть, а значит в прямом смысле усиленно трудиться. С генами нужно учиться жить, давать возможность им развиваться, прикладывать усилия. Рассказываем, что для этого делать.

Как разглядеть талант?

1. «Познакомьтесь» с собственным ребенком

Знакомы ли вы сейчас с собственным ребенком? Знаете, о чем он думает, чем живет, кто служит для него примером?  Узнайте, посмотрите на него чуть пристальнее, чем обычно. Какой он – застенчивый или бойкий, заводила и душа компании или тихоня и любит уединение, чаще рисует или бегает? Что ему на самом деле нужно? Вот он скромный, с тонкой душевной организацией, куда его? На борьбу или единоборства? Чтобы что? Какова цель? Сломать или сделать более жизнестойким, крепким? А может быть этой цели можно добиться другими способами?

Да, некоторая доля принуждения существует в любом образовании. Даже выдающихся музыкантов Баха и Бетховена били по пальцам, чтобы они хорошо играли. Но для начала бы разобраться, а кто ваш ребенок: Бах или человек со средними способностями к музыке и это вам хочется, чтобы он играл на пианино.

Как видите, все сложнее, чем просто отнести ребенка к скромным или смелым, способным или неспособным. Граней гораздо больше.

2. Дайте возможность пробовать разное

Чем лучше вы узнаете собственного ребенка, тем лучше поможете раскрыться по-настоящему в том, что подходит именно ему: музыка, спорт, наука или что-то другое. Для этого он должен получить гамму разных возможностей, а иначе как выбирать, как понять, что нравится, а что нет, если не пробовал? Учите ребенка всему, но не для того, чтобы потешить собственное тщеславие или поставить галочку, а ради него самого. Давайте возможность петь, танцевать, вырезать, бросать мяч, бегать, прыгать, музицировать, лепить, клеить, считать. Наблюдайте за ним, общайтесь с ним, запоминайте, что любит, как развивается!

3. Выберите подходящую среду

Это относится как к школе, так и к дополнительному образованию. Важно, чтобы рядом с ними были профессионалы, которые будут помогать, а не воевать с ребенком. И даже если они скажут, что сверх способностей нет, а ему хочется, продолжайте заниматься, но без перегибов и завышенных ожиданий.

Как развивать талант?

Итак, вы поняли, что действительно нравится ребенку, нашли педагогов, которые помогут ему развить способность, что делать дальше?

● Много практиковаться

Великие люди сутками сидели за любимым делом. Не обязательно подвергать такому испытанию ребенка, но как минимум нужно сделать приоритетной сферу, в которой он планирует развиваться и добиваться результатов, уделять ей больше времени, чем другим занятиям. Старайтесь, чтобы полученное знание, отработанный навык носили прикладное значение, как можно быстрее применялись на практике, а не лежали мертвым грузом.

● Поддерживать

У Малкольма Гладуэлла в книге “Гении и аутсайдеры. Почему одним все, а другим ничего?” есть понятие “совместное обучение”, когда родители активно участвуют в детской жизни, откликаются на его успехи и промахи, поддерживают и помогают. Например, юный футболист ходит вместе с папой на матчи, вместе с ним играет в футбол дома, а начинающий гитарист устраивает домашние концерты для гостей. То есть обучение не ограничивается школой, кружком, секцией, оно в той или иной степени продолжается везде и здорово, если окружение этому содействует.

● Выбирать окружение

Окружите ребенка талантливыми людьми, показывайте примеры великих людей в той сфере, в которой он развивается, следите вместе за успехами профессионалов, по возможности посещайте мероприятия с их участием: концерты, спектакли, выставки, спортивные соревнования.

● Воспользоваться возможностями

Если ребенка пригласили на серьезные соревнования или впервые предложили участие в престижном конкурсе – ему дали новую возможность. Помогите ему справиться со страхом, неуверенностью, сомнениями. Как правило, это не случай, а результат череды событий и приложенных усилий, которые дали результат.

Подводя итог, абсолютно точно можно сказать, что гением мало родиться. Кроме хорошей наследственности, на успешность ребенка влияет много других факторов: родители, которые любят ребенка и искренне им интересуются, правильно выбранная сфера – не ради удовлетворения родительских амбиций, а для раскрытия ребенка, условия, благоприятные для развития способностей. И гены, и воспитание играют важную роль в процессе становления ребенка. Все в ваших руках!


    Остались вопросы? Звоните +7 (495) 320-06-40 или оставьте свой номер и мы Вам перезвоним.

     

    "В какой класс идет Ваш ребенок?"