Безопасность и свобода: можно ли совместить это в школе?
О физической и психологической безопасности в школе-пансионе
Строгий контроль и свобода
Тема безопасности в школе сейчас не просто волнует родителей, она становится существенным фактором при выборе учебного заведения для ребенка. И мало обратить внимание только на высокий забор и надежную охрану. Важно то, чем живет школа, какая в ней атмосфера, сможет ли ребенок опереться на взрослого вне семьи, учат ли детей общаться вне уроков, например, играть на школьном дворе, выражать эмоции, обращаться за помощью, решать проблемы?
В «Дубравушке» мы уделяем особое внимание безопасности учеников. Безопасности в широком смысле — дети находятся под защитой и постоянным присмотром, а также живут в комфортном психологическом климате и чувствуют себя спокойно. Важно то, что при строгом контроле, они ощущают себя свободными.
Итак, мы обеспечиваем физическую безопасность:
- По периметру территории установлено ограждение, никто не сможет войти или выйти незамеченным. Территория школы закрыта. Входная калитка и ворота оснащены электрозамком, на въезде — шлагбаум. Попасть на территорию можно только по пропуску, а если кто-то впервые планирует визит, то по предварительной записи и паспорту. Все посещения фиксируются в журнале.
- Школа оснащена современным противопожарным оборудованием, сигнализацией оповещения о пожаре и узлом радиооповещения.
- По периметру территории и в зданиях ведется видеонаблюдение: в жилых корпусах, залах, на лестницах, входе в учебный корпус, автостоянке.
- Школа круглосуточно охраняется. Наши охранники находятся на входе, и постоянно обходят территорию, а также дежурят в учебном корпусе. Тревожная кнопка выведена на пульт вневедомственной охраны.
- В медицинском корпусе 24/7 дежурят врач или медицинские сестры, которые работают в школе много лет, имеют большой опыт и сертификацию.
- В корпусах с детьми круглосуточно находятся воспитатели. Они помогают детям собраться в школу утром, и передают их классным руководителям, отмечая в журналах, кто присутствует, а кто отсутствует и по какой причине. После уроков воспитатели забирают детей из учебного корпуса, интересуются, как прошел день, что нового ребенок узнал на уроках, какие впечатления получил, следят за тем, чтобы все умылись и переоделись, гуляют и играют с детьми, отводят на кружки и секции.
- С учениками регулярно проводятся тренировочные эвакуации, а в начале учебного года и на каникулах — инструктажи и тренинги по безопасности с разбором конкретных ситуаций и примеров.
- В школе есть своя АТС, стационарный телефон в каждом корпусе. И даже если на ночь ребенок остается без телефона, он всегда в зоне доступа, и родители могут позвонить ему в любое время. Начальник пансиона и другие сотрудники школы всегда находятся на связи. Не нужно беспокоиться о том, что вы не сможете дозвониться.
Психологическая безопасность — залог успешной учебы
Ребенок находится в психологической безопасности, когда:
1. входит в детское сообщество, у него есть группа для общения, которая его принимает.
2. хорошо понимает свою социальную роль, доволен ей, не боится пробовать себя в разной деятельности: в спорте, творчестве и т.д.
Когда детям комфортно в коллективе, нравится школьная атмосфера, то они спокойны и продуктивны в учебе, в общественной деятельности. Для этого в «Дубравушке» проводится большая работа по созданию условий для психологической безопасности детей.
- Психологи уделяют особое внимание периоду адаптации ребенка.
В пансионе она не только социальная. Дети адаптируются с точки зрения ухода за собой, самостоятельности и ответственности.
Для того, чтобы адаптация прошла успешно, за каждой возрастной группой закреплен психолог, который наблюдает за учениками. Если он видит, что кому-то сложнее привыкнуть к новым условиям, обстановке, то занимается с детьми индивидуально, переключает их на другое эмоциональное состояние, объединяет в малые группы, проводит групповые и индивидуальные тренинги и игры.
- Психологи наблюдают за состоянием комфортности каждого ребенка.
Психолог сопровождает ребенка и после периода адаптации. Он поддерживает контакт с родителями, воспитателями, педагогами, наблюдает за тем, как ребенок взаимодействует с окружающими, получается ли у него установить контакт, наблюдает за сменой настроений, тревожностью детей, за тем, кто как выполняет домашние задания, как выглядит, проводит свободное время. Это необходимо для того, что вовремя отследить изменения в состоянии ребенка, найти проблему и предложить решение.
- Психологи помогают ребенку решить его проблему, найти выход из разных ситуаций.
Психолог предлагает решение в зависимости от ситуации, например, помогает подружиться с другими детьми или выбрать кружок, занятие, актуальные для текущего состояния ребенка: поиграть на ударных инструментах или в настольные игры для того, чтобы снять зажим и напряжение.
Благодаря такому подходу наши дети учатся делиться своими переживаниями, доверять, понимают что есть выход из любой ситуации, что всегда можно обратиться ко взрослому и найти решение. Нам важно, чтобы за помощью они обращались именно ко взрослым, будь то воспитатель, педагог, психолог, классный руководитель, а не к блогерам из Интернета.
- Регулярно проводится обучение воспитателей.
Психологическая служба школы проводит занятия для воспитателей пансиона по темам лидерства, негативного лидерства, разрешения конфликтных ситуаций, учит работать с детьми, которым сложно войти в детское сообщество, понимать, когда ребенку не комфортно, переключать его с одного эмоционального состояния на другое, находить подходы к детям разного возраста, планировать мероприятия так, чтобы детям было интересно и они с желанием включались в творческий процесс.
- Организована работа с родителями.
Важно, чтобы они доверяли нам, делились своими сомнениями, обращались сразу же, как что-то беспокоит. Наши психологи, педагоги, воспитатели всегда открыты для сотрудничества, помогают вовремя разобраться с состоянием ребенка и помочь ему совместными усилиями.