Помогающая обратная связь вместо разрушающей критики
Полезно ли критиковать детей, надеясь, что они прислушаются и изменятся?
Возможно, критика помогает стать успешным в будущем, но при этом нередко приводит к заниженной самооценке и внутреннему недовольству собой. А что взамен?
«Разрушающая критика» – это все то, что демотивирует и заставляет сомневаться в себе и своих силах.
«Какой же ты упрямый!», «Ничего не можешь сделать как следует», «Ты не справишься, поищи другое занятие», «Миша уже на гитаре играет, а ты никак не научишься», «Все дети книги читают, а ты в телефоне сидишь», «Вот я в твоём возрасте…» и так далее.
Подобные фразы ограничивают развитие потенциала и мотивации ребенка, его собственного «Я».
А что взамен?
Давать обратную связь о конкретном поступке, действии так, чтобы это было использовано для роста и работы над ошибками.
Как это сделать?
1. Спокойный тон создаёт атмосферу доверия и даёт отличную возможность быть услышанным и понятым.
2. Диалог (вместо монолога) помогает ребенку более объективно относится к ситуации, своим действиям и себе в целом. Можно спросить, как он сам оценивает свой поступок, что исправил бы в следующий раз, сделал ли все возможное.
3. Говорим не о личности, а о поступке или поведении.
4. Акцентируем внимание на хорошем.
Важно сказать ребенку о том, какой он замечательный, добрый, умный, но этот поступок его не украшает. А далее уже оценивать поступок и обсуждать мотивы.
Обязательно показать ребёнку, что у него получилось хорошо и только потом, над чем и как нужно поработать.
5. Не обобщаем. Это разрушает любое стремление двигаться вперёд, меняться в лучшую сторону. Обсуждаем одну ситуацию, а не все вместе, припоминая другие ошибки и проигрыши.
6. Предлагаем помощь в решении проблемы. Если ребенок отказывается, то настаивать не стоит. Ему нужно время, чтобы попробовать свои силы. При этом он знает, что может рассчитывать на поддержку взрослого.
7. Верим в ребёнка и его возможности. Вера и поддержка родителей вдохновляют, помогают пробовать новое и двигаться дальше!
И пусть общение взрослых и детей будет мотивирующим, уважительным и деликатным.