Оставьте меня в покое! Что делать, если подросток больше не хочет учиться
Разбираемся, почему в средней школе подростки теряют интерес к школе и возможно ли вернуть им желание учиться.
Современные родители читают, смотрят, слушают детских психологов и понимают, что подростковый возраст – объективно сложный период для ребенка, когда важно разрешить ему стать самостоятельным: решать, с кем дружить, в какой одежде ходит, что съесть на ужин. Но как только дело касается школы, все родительские знания тут же улетучиваются. Становится тоскливо и обидно за то, что ребенок “запускает” школу, хватает тройки-двойки по еще недавно любимым предметам, спустя рукава делает домашние задания. Жаль потраченных усилий и вложенных сил:
- “Мой сын в 14 лет совсем не хочет учиться. Все уроки он делает только тогда, когда я приду с работы и обзвоню всех одноклассников и узнаю, что нам задали. Как с этим бороться, я не знаю. Ведь постоянно я не могу контролировать весь учебный процесс. Получается , что за него учимся мы. Как его убедить, что ему это нужно, а не кому нибудь еще?”
- “Силы и нервы на пределе!! Моему 13 лет, до 5 класса «4»и «5», затем хуже и хуже, сейчас «3» — уже хорошо. Для сына кружки, секции, разговоры разговариваю о пользе образования, всё мимо.Обманывает, постоянно уроки не задают, либо делает на половину. Мама враг №1.Учителя только гнобят меня и сына, дома проблем с ребёнком нет, если это не касается учёбы. Летние каникулы — рай для родителей!!!!”
- “Моей дочери 12 лет. В начальных классах училась хорошо и с желанием. Дальше хуже. Оценки становятся все ниже, стала прогуливать уроки.”
Знакомо? Как же заставить, помочь, спасти?
К сожалению, никак. Нет волшебных таблеток и готовых рецептов. Так и говорят психологи, у которых снижение успеваемости и нежелание учиться – главный запрос! Главный, потому у многих семей похожая ситуация. Совпадение? Не думаем.
Чему на самом деле учится подросток?
У ребенка нет желания учиться – это распространенное заблуждение. Наоборот, он поглощает много различной информации, развивается, исследует, но есть одно НО! Не по школьным предметам. Юноши и девушки учатся пониманию других людей и самих себя. Это самое главное для их возраста, плохо, когда родители этого не понимают или не хотят признавать.
Человек по природе своей устроен так, что в подростковом возрасте он изучает и раскрывает себя, прорабатывает варианты взаимодействия в коллективе. Изучает, как вести себя, как отвечать на слова и поступки разных людей, улаживать конфликты и вызывать симпатию, формирует самооценку. Чувствуете размах и глубину? Фактически в подростковом возрасте закладывается психологическая база для всей последующей жизни. Понятно, что тут не до параграфов по математике и биологии.
Вы возразите: материал из учебников перерастет однажды в профессию ребенка, без знаний ребенок не сдаст ЕГЭ, не поступит в вуз, не получит хорошее образование и перспективную профессию. Чем не забота о будущем?
Но, не получится жить в доме без фундамента и ездить на автомобиле без колес. Знания, полученные на уроках, попросту не сработают без навыков коммуникации, без самореализации и уверенности в себе. Недаром, сейчас так много говорят о гибких навыках. И если им не учат на уроках, то подросток сам, как умеет, их осваивает.
Каковы перспективы?
Выдохните! Все в порядке ребенок не обнаглел и не пошел по наклонной, а всего лишь ведет себя так, как положено в его возрасте.
А если так и будет продолжаться? К чему приведет его безразличие в выпускных классах? Поверьте, все будет нормально.
Средние классы – необходимый период психологической адаптации к старшей школе. Старшеклассник уже не так увлечен взаимоотношениями в коллективе, больше сосредоточен на себе. Подросток уже вполне себя изучил, знает свои сильные и слабые стороны, способен оценивать перспективы на будущее, планировать шаги для достижения цели, находить ресурсы для ее реализации.
Можно сколько угодно говорить о существовании внутренней и внешней мотивации, но факт остается фактом – только внутренний мотив заставляет двигаться, достигать, развиваться. У старшеклассников он достаточно силен, многие из них уже по своему желанию начинают учиться, выбирают предметы, по которым нужно “поднажать”, чтобы сдать экзамены.
Да, интерес выборочный, часть предметов забыта за ненадобностью, и по сему родители снова бьют тревогу. Но, согласитесь, нормально – концентрироваться на том, что важно, не засорять голову лишней информацией, грамотно распределять и беречь силы: интеллектуальные, душевные, физические. Почему же мы не можем позволить этого детям?
Неужели все так просто?
Итак, мы разобрались с причиной того, почему в средней школе ребенок перестает учиться. Она главная, но не единственная! Дети еще труднее переживают период взросления, если они:
- перегружены дополнительными занятиями. И если в начальной школе дети безропотно посещают все кружки и секции, в которые их записали, то к средней накапливается усталость, появляется сопротивление и решимость противостоять родителям. Оставляйте ребенку время на игру, прогулку, размышления. Не делайте домашние задания идеально и бесконечно, в этом решительно нет никакого смысла.
- разочарованы в школьных педагогах. В 11-13 лет дети уже вполне понимают, когда скучно, неинтересно, назидательно, могут оценить профессионализм педагога и его человеческие качества. Вариантов здесь несколько: сменить школу, заинтересовать предметом с помощью экскурсий, мастер-классов, дополнительной литературы и видео. Благо, ресурсов для этого сейчас великое множество. Используйте интерес ребенка к практической деятельности. Он не готов просто записывать, пересказывать, слушать, ему нужно исследовать, находить что-то интересное, двигаться.
- не находят поддержки и понимания в семье, не чувствуют тепла и заботы, не доверяют, видят конфликты между близкими людьми. Казалось бы, какая связь между ссорами родителей и успехами ребенка. Доказано психологами — самая прямая.
Поддержите ребенка в этом важном возрасте
Находитесь рядом, помогайте вашему взрослеющему ребенку изучать себя и исследовать отношения со сверстниками. Что поможет:
- выбирайте и давайте читать книги о мире подростков, о важных для них вещах, написанные близким и понятным языком;
- рассказывайте о своем подростковом опыте, переживаниях, ситуациях, которые с вами происходили;
- не запрещайте общаться со сверстниками, не критикуйте их в присутствии ребенка, так как он ассоциирует себя с ними и любое грубое слово бьет по его самооценке, приглашайте друзей сына или дочери, здорово, если найти общее полезное дело.
Подростку нравится учиться, но увлекательному для него и, само собой – в команде.
«Дубравушка» уже много лет успешно отвечает на вопрос: Как вызвать у ребенка желание учиться? А все потому что в школе-пансионе сложилась четкая, проверенная годами, система обучения, благодаря которой у учеников формируется широкий кругозор, они учатся с удовольствием и добиваются высоких результатов, но при этом не забывают общаться, дружить, исследовать себя, пробовать в разных видах деятельности, а мы им в этом помогаем и поддерживаем!
Приезжайте к нам на индивидуальную экскурсию вместе с ребенком!