«Дубравушка» — первая частная
школа-пансион в России. Нам 30 лет!
+7(495)231-34-33

Дистанционное обучение в «Дубравушке»: как это было

Заканчивалась третья четверть… В середине марта мы поняли, что велика вероятность закрытия школы в связи с эпидемией, и нам придется переходить в онлайн. Но как это возможно? «Дубравушка» – это живое общение, у нас даже смартфоны не в чести:)  Но гибкость и командная работа позволили нам за короткий срок пройти путь от легкой паники до настоящей победы. 

Выбираем площадку для обучения

Итак, для начала предстояло выбрать подходящую обучающую платформу. Вот вопросы, которые мы задавали сами себе: Как сохранить атмосферу “живого” урока? Как не потерять теплоту взаимодействия учителя и ученика? Как объединить учителей и учеников в одном месте? Как ученики поймут, когда начинается урок? Как сохранять архив уроков? Как вдохновить учителей на проведение онлайн-уроков? Как не запутать общением в 10 мессенджерах, 8 приложениях и электронной почте?

Мы искали решение, которое позволило бы создать единую, общую точку входа для всех – учителей, учеников, родителей, чтобы избежать хаоса передачи ссылок на разные сервисы. 

Мы смотрели в сторону корпоративных мессенджеров: Slack, Microsoft Teams, Discord, оценивали стоимость и русскоязычный интерфейс. У всех платформ есть ограничения. Например, цена. Но главное, чтобы они не мешали процессу. Оказалось, что у Microsoft есть предложение с тестовым периодом на полгода и русский язык. Это нам подошло.

Мы выбрали Teams и изучили его преимущества:

  • похоже на скайп и на чаты, к которым многие привыкли;

  • можно создать классы и не запутаться, где какой урок;

  • сохраняется история переписки групповая и с преподавателем;

  • можно установить мобильное приложение.

Инструменты Microsoft Teams позволили, насколько это возможно онлайн, приблизиться к атмосфере «живого» урока: проводить видео-конференции, обмениваться видео, файлами, текстовыми сообщениями, создавать личную беседу, скачивать и пересматривать материал в любой момент, давать домашние задания с дедлайнами.

Как педагоги «Дубравушки» научились работать в новом формате

Первый шаг сделан – платформа выбрана. Педагогам предстояло освоить ее и подготовиться к обучению в новом формате. 

Вызов принят! Мы собирались в компьютерном зале, подключались к платформе, знакомились с ее инструментами, тренировались удерживать внимание в онлайне и постигали другие его реалии.  Узнали много тонкостей, например, как использовать чаты и делить инструкции на небольшие части для лучшего их восприятия детьми, как проводить вебинары и получать обратную связь от учеников.

Мы проводили короткие уроки друг для друга, чтобы привыкнуть и понять, как все работает. Давали друг другу обратную связь, вместе разбираясь, как представить ту или иную тему в онлайне: 

– Вот это было понятно, а это не очень;

– Здесь не хватает визуального оформления, добавьте наглядности;

– Материал не сложный, можно углубляться не так сильно.

Онлайн-урок должен быть короче обычного, так как на нем сложнее удерживать внимание и ученики устают быстрее. Нужно давать главное и адаптировать материал под новый формат. Вот этому и учились.

Почти каждый день мы общались на поддерживающих встречах, разбирали ошибки и делились инсайтами. Нам важно было получать обратную связь и понимать, какая помощь требуется учителям. А ещё разгружаться. Для этого был придуман книжный клуб, в котором мы вместе читали и делились находками для онлайна. 

Наши учителя сделали гигантский рывок, поверили в себя и активно включились в развитие новых цифровых навыков.

Начинаем мягкий запуск

В начале апреля мы провели мягкий запуск: высылали расписание и по желанию предлагали ученикам присоединиться к уроку. Они пробовали, пытались понять, как удобнее участвовать – с телефона, компьютера или в приложении. 

Для участия в уроке достаточно и смартфона, но лучше, конечно, компьютер с интернетом, микрофоном, камерой и наушниками. И тихое место.

Мы  подготовили рекомендации и этические правила поведения на платформе, познакомили с ними учеников и родителей.

Ребята порадовали своим осознанным отношением к новому пространству, быстро поняли, что если не следовать общим правилам, то можно не найти расписание, домашнее задание, не подключиться. 

У каждого ученика было расписание с общими уроками, временем для самостоятельной подготовки, перерывами, чтобы он мог переключиться и отдохнуть от онлайна. В средней и старшей школе проходило по 4-5 уроков в день, у младшей школы – меньше. Некоторые задания, например, творческие выносились в офлайн, чтобы не перегружать детей.

Так постепенно налаживалась коммуникация – приходило понимание к кому, как и когда обращаться. Мы все начинали привыкать к новому формату учебы. Шок прошел, учителя, ученики и родители смогли перестроиться и наладить общение в таком режиме.

В онлайн нам даже удалось перенести и некоторые школьные традиции: работу префектуры, поздравления с днями рождения, линейки, поздравления между классами в начальной школе. 

Вместе преодолеваем трудности адаптации

Родители младшей школы , конечно, не сразу поверили, что дети смогут освоить новую систему. И активно поддерживали детей, включались в работу, заново повторяли материал, вспоминали школьные годы.

Учителя старшей школы беспокоились, что не смогут быстро сориентироваться в онлайн-пространстве. Приходилось перестраиваться с привычного «учитель-ученик» на модератора группы, обладающего уникальными знаниями.

Ребята поддерживали учителей, с удовольствием помогали в технических моментах и это здорово всех сплотило!

Преодолеть многие трудности дистанционного обучения удалось благодаря постоянной обратной связи с родителями, учениками, педагогами. 

Чтобы постоянно поддерживать у детей интерес к учебе, мы пробовали разные варианты: постоянную обратную связь с ребенком – приятно, когда интересуются твоими делами и помогают; анализ деятельности и общение по его итогам с родителям, необычные формы уроков, общение на уроках, когда хотелось поговорить друг с другом. 

Новый опыт показал всем, что дружная команда «Дубравушки» – это не миф, а настоящая реальность. Мы можем быстро перестраиваться, учиться друг у друга, поддерживать друг друга ради общей победы и достижений наших учеников.

Развиваем полезные навыки.

Параллельно с получением знаний, наши ученики прокачивали полезные навыки:

  • самоорганизацию, ведь нужно самому себя ежедневно организовывать, заставлять с утра вставать, причесываться, готовиться и во время подключаться к уроку;

  • уважительное общение, резкие проявления в онлайне особенно заметны и след от них сложнее стереть;

  • ответственное отношение к обучению, когда ученик понимает, что если что-то не усвоил, то дело не в учителе, а в том что отвлекся, переключился на другую вкладку в интернете.

Они пригодятся в жизни, позволят понять что тебе нужно, а что нет.

Родители делятся своими впечатлениями

В конце учебного года родители благодарили школу за хорошую организацию дистанционного обучения: за то, что постоянно были на связи, быстро выявляли трудности и помогали их преодолеть. За то, что учителя терпеливо, с позитивным настроем и желанием объясняли материал много раз. Для многих было настоящим открытием то, насколько педагоги готовы отдавать энергию детям, вкладывать душу, а не просто отрабатывать время.

Дистанционное обучение в очередной раз показало силу сообщества «Дубравушки», понимание того, что мы все делаем вместе и наши ученики, педагоги, родители разделяют совместные ценности.

Также мы поняли, что возможно создать онлайн-среду, в которой педагоги и тьюторы помогут ученику выстроить образовательный маршрут, а значит получить необходимые знания, навыки, и компетенции. Мы надеемся, что с 1 сентября мы все вернемся в нашу любимую школу и будем жить и учиться в привычном ритме, но если что-то пойдет не так, мы готовы к тому, чтобы организовать обучение в дистанционном формате.