«Дубравушка» — Первая Частная
школа-пансион в России,  осн.1988 году
uk-flag

«Дубравушка»: 25 лет на одном дыхании…

19 октября исторически связывают с Днем основания Царскосельского лицея— обители талантов, свободолюбивых настроений и одухотворённой юности, — среди первых воспитанников которого был Александр Сергеевич Пушкин. Весьма символично, что именно 19 октября отмечается день рождения Обнинской школы-пансиона «Дубравушка», где так же, как и два века назад, воспитывают будущую российскую элиту.

19 октября в ГДК состоялся торжественный вечер, посвященный 25-летнему юбилею «Дубравушки». В ходе этого по-семейному теплого мероприятия звучали поздравления, приветствия; воспитанники школы-пансиона читали стихи, танцевали, пели и сольно, и хором. Была даже инаугурация президента «Дубравушки». В зале царила какая-то особая атмосфера любви и согласия, которую лучше всего охарактеризовать пушкинской фразой: «Друзья мои, прекрасен наш союз…». На юбилей приехали выпускники этой школы, уже давно ставшие взрослыми, состоявшимися людьми. Нетрудно понять, какие чувства переполняли душу создателя «Дубравушки» Анны Дмитриевны Пуцелло, сказавшей в своем приветственном слове: «Я увидела наших бывших учеников, которые учились здесь десять, двадцать лет назад. И прошлое вернулось ко мне... Оно было нелегким. Мы начинали с полного нуля. Тогда у «Дубравушки» из всего имущества был только мой «Запорожец» и две пишущие машинки, которые нам подарили…». К слову сказать, сейчас «Дубравушка» — первая и крупнейшая в России частная школа-пансион, известная далеко за пределами нашей Родины. Не случайно глава администрации города Обнинска Александр Авдеев в своем видеообращении дал высокую оценку «Дубравушке». А начальник Управления общего образования Татьяна Волнистова по поручению министра образования и науки Калужской области Александра Аникеева, от имени правительства Калужской области вручила Анне Дмитриевне Пуцелло Благодарственное письмо и грамоты школе и ее лучшим учителям.

На этом вечере основатель школы-пансиона представила свою внучку Екатерину Смирнову. Она с первого класса училась и жила в «Дубравушке». Потом Екатерина два года училась в Англии, затем окончила Оксфордский университет, вышла замуж и родила дочку Анечку. «Везде Катя была президентом, и в нашей школе, и в английской. А ныне она президент Общества выпускников Оксфорда в Москве. Сейчас живет в Обнинске, и я очень надеюсь, что у школы и дальше будет новый лидер, подвижник», — отметила Анна Дмитриевна.

Затем слово было предоставлено директору школы Людмиле Владимировне Горшковой:
— За четверть века 397 выпускников окончили нашу «Дубравушку», из них 23 медалиста. Отличные результаты показывают наши ученики на Едином госэкзамене: есть и 100, и 99, и 98 баллов. Наши выпускники учатся во всех элитных ВУЗах России, а также Англии, Швейцарии, Австралии, США. И мы надеемся, что наши нынешние ученики, представители 53 регионов страны, продолжат богатую, достойную биографию «Дубравушки», - с гордостью подытожила Людмила Владимировна.

Запомнились искренние поздравления родителей выпускников.
— Эта школа стала домом не только для наших детей, но и для нас. Школа «Дубравушка» - это уникальный целостный организм. Здесь умеют сплотить и соединить детей в одну большую семью, тут понимают воспитанников и учат их подниматься к тем высотам, к тем звездам, которые до этого они представляли себе в мечтах. Учителя «Дубравушки» - это те ангелы-хранители, которых подарил Бог нашим детям…
Если бы все так вели свое дело и бизнес, как Анна Дмитриевна, то наше государство не было бы сейчас в столь плачевном экономическом состоянии. Вы растите такое поколение детей, которые развиты не только интеллектуально, но и душевно. После «Дубравушки» они четко понимают, что такое «хорошо» и что такое «плохо»…

Согласитесь, такие слова дорогого стоят.
После двухчасового юбилейного вечера присутствующие делились друг с другом впечатлениями, воспоминаниями, мечтами о будущих встречах. А мне удалось побеседовать с создателем «Дубравушки» Анной Дмитриевной Пуцелло. Напомню, что в 1988 году для талантливых и одаренных детей в Обнинске была создана школа «Гуманитарный центр», которая позже преобразовалась в знаменитую школу-пансион.

— Анна Дмитриевна, расскажите о себе. Как у вас родилась гениальная идея по созданию «Дубравушки»?
— Я потомственный педагог. Мой прадед преподавал в одной из Петербургских гимназий, которая находится в Петергофе, учил Великого князя, писал учебники и т.д. Обе мои сестры окончили МГУ, а я, выйдя замуж, осталась в Уфе и окончила Башкирский государственный университет, романо-германское отделение. Преподавать английский язык начала с двадцати двух лет. Проработав в Уфе пять лет, в специальной английской школе, уволилась, поскольку то, что происходило в те времена в системе образования, не соответствовало моим взглядам на педагогический процесс. Потом переехала в Обнинск и работала переводчиком в Москве, параллельно преподавала в нашем городе на курсах при Гороно. Также учила детей знакомых, друзей, своих детей и всегда мечтала о другой педагогике.
Мои ученики по английскому языку обычно получали на экзаменах пятерки. Но им нужно было хорошо знать еще и историю, русский, литературу, культуру и т.д. И я сама потихоньку начала преподавать все эти предметы. Я мечтала давать детям гуманитарное образование высокого качества: мне казалось, что если в школе будет много истории, литературы, культуры, искусства, — то мир изменится к лучшему. Также я считала, что преподавать должны не учителя, а люди, занимающиеся этой профессией: скажем, химики должны преподавать химию, физики — физику и т.д. И, когда мы начинали, я старалась приглашать на работу именно таких специалистов. Потом поняла, что здесь необходима мера: одно дело хорошо разбираться в чем-то самому, а другое — суметь научить этому еще и других.
Когда у нас образовался Гуманитарный центр, то в штате большую часть педагогического коллектива составляли учителя, и лишь одну треть — люди, занимающиеся наукой. Мы начинали как Школа для одаренных детей города Обнинска, в «Гуманитарный центр» конкурс был большой: шесть человек на место. В то время над нами все время висела «бетонная» глыба безденежья. Однако, несмотря ни на что, и я этим очень горжусь, за 25 лет мы ни разу не задержали зарплату, иной раз приходилось даже брать кредиты, чтобы рассчитаться с сотрудниками. У нас ведь не нефтяная скважина, нам никто ничего не дает — мы все зарабатываем сами…

Конечно, мнение, что достаточно дать качественное гуманитарное образование, и все изменится — ошибочно. На самом деле детей надо воспитывать и заниматься этим очень серьезно. Здесь важно все: и знание психологии, и талант воспитателя, и профессиональные педагоги, и, самое главное, возможность индивидуального подхода, так как детки все разные. От обычной школы "Дубравушка" отличается не только расширенной программой обучения, но и методикой преподавания, в основе которой — индивидуальное обучение. Это не просто красивые слова, а целая тщательно проработанная система.

— Вы пережили тяжелые времена, что делает ваш нынешний успех еще более значимым…
— Да, чего мы только ни пережили… Ситуация начала немного меняться, только когда мы перешли на пансион. Нам пришлось брать не только талантливых детей, но и таких, кто может оплачивать свое образование. И нашим новым девизом стало: «Невелика заслуга научить того, кто научится и без тебя. А вот научить любого ребенка…» Уверяю, 99 процентов детей можно вывести в люди, мы это называем «вывести на сцену», на сцену жизни.
У нас бывают и гениальные дети, которые, кстати, самые трудные, и средние, и страшно запущенные по самым разным причинам. Но никто из детей в этом не виноват. Виновата, может быть, сама ситуация, изломанные судьбы, родители, которые расходятся, а детей надо куда-то девать… Таких ситуаций было довольно много. Сейчас же, в основном, к нам привозят детей за хорошим образованием.

Мы работаем честно, не делаем разницы между детьми, которые больше платят или меньше, у нас в этом отношении незыблемые принципы: нельзя обижать слабых, нельзя гордиться тем, что ты богаче другого.

Мы не показываем воспитанникам плохих фильмов, наш театр ставит исключительно классические произведения. У нас проводятся Пушкинские чтения, Шекспировские чтения, и дети потихонечку привыкают к прекрасному и возвышенному. Мы работаем с полной отдачей. Видимо, благодаря этому, мы и стали единственной крупнейшей школой-пансионом в России, известной и за пределами страны. К нам, например, привозили и американцев, и китайцев, и парочку французов — и всех мы любим и качественно обучаем.

Что касается духовно-нравственного воспитания, то мы опираемся на православие. У нас есть, конечно, неправославные дети, но и они чаще всего посещают «Основы православной культуры». В «Дубравушке» много верующих педагогов. Мы возим детей по монастырям. Считаю полезным вживую показывать им и храмовую архитектуру, и иконы, и церковную службу. У нас есть довольно большая детская православная община.

— Все ли ваши выпускники поступают в элитные вузы?
— Единицы не поступают. Не могу сказать, что все сто процентов поступают на бюджетные места. Большинство — да. Высокое качество подготовки наших воспитанников обусловлено тем, что детям, поступающим к нам с определенным отставанием, выделяется индивидуальный педагог, который с ними работает, подтягивает их. Работают психологи, каждую неделю — совещания классных руководителей, на которых обсуждаются успехи и проблемы каждого без исключения ребенка. Мы не даем ребенку выпасть из процесса.

Отчего больше всего страдают дети? Ребенок проболел две-три недели, пришел в школу — и дальше он очень часто не может догнать сверстников. Класс идет все дальше, а у него есть неусвоенная тема, из-за чего он начинает все больше не понимать. Кстати, даже в своем летнем лагере мы детей учим: «штопаем дырки» в их образовании. Для этого тестируем ребят, смотрим, где у них пробелы в обучении, и пока есть летнее время, помогаем им эти пробелы восполнить.
И еще: в нашей школе каждый ребенок должен выйти на сцену. Не только самый талантливый, нет — все. Поэтому на Пушкинских чтениях стихи читают все до одного. Все надевают галстуки, костюмы... У нас очень хороший театр и хор. И в этом театре, конечно, с ними занимаются и сценической речью, и риторикой.

— Ваши пожелания читателям.
— Родителям — никогда не забывать, что они постареют, а дети вырастут, и уважать, любить их, воспитывать надо, начиная с самого маленького возраста. Родители получают то, что они вкладывают в ребенка. Если они больше внимания будут уделять детям, то это вернется им сторицей.

Что касается государства, то оно должно поставить учителя на гораздо более высокую ступень. Если у родителя будущее зависит от того, сколько он даст своему ребенку, то у страны будущее зависит от того, насколько государство будет уважать учителя и вознаграждать его труд. И нужно обязательно поддерживать то, что уже состоялось. Недавно, отвечая на вопрос одной журналистки (разговор шёл о перспективах образования), губернатор Анатолий Артамонов сказал: «Вот если бы у вас был настоящий подвижник в деле воспитания детей, радеющий душой за своё дело, все бы устроилось. И область бы с радостью ему помогала. Вот в Обнинске есть частная школа-пансион «Дубравушка». Туда даже москвичи своих детей учиться отправляют, а это говорит о качестве образования. Вот там как раз такие люди работают. Опять же, все от человека зависит». Большей награды, большего подарка к юбилею, чем эти слова, мне не надо.

А.Сигутин.
Фото автора.